Ю.В. Максимов
Коранические сказания о Христе в свете реальных исторических свидетельств
Вступление
Потому, ежели между учениями есть какое взаимное сродство,
то познание их будет нам кстати. Если же нет сего сродства,
то изучать разность учений, сличая их между собой,
немало послужит к подтверждению лучшего учения.
Святитель Василий Великий. Беседа 22.
Вероятно, многие знают о непростом отношении ислама к христианству. В Коране есть несколько положений, сходных в какой-то мере с христианским учением, например: "и ангелы сказали: о Мария! Поистине Господь тебя избрал, очистил и возвысил пред женщинами миров (3.42); Вот, Бог радует тебя вестью о Сливе от Него, имя которого Иисус Мессия, сын Марии (3.45) Она сказала: "Господи, Откуда будет у меня ребенок, когда меня не касался человек?”. Сказал он (Гавриил): “Так! Бог творит, что пожелает. Когда Он решит какое-нибудь дело, то только скажет ему: Будь! и оно бывает” (3.47); и Мария, дочь Имрана, которая сберегла свои члены и Мы вдунули в нее от Нашего Духа (66.12): (Иисус говорит:) Я исцелю слепого, прокаженного и оживлю мертвых (3.49): Мессия Иисус, сын Марии — пророк Господний н Божье Слово, которое к Марии извел Он, и Дух Его (4.17!); Мы дали Иисусу, сыну Марии знаменья ясные и подкрепили его Духом Святым (2.87) и даровали Мы ему Евангелие, в котором — руководство и свет (5.46)".
Но вместе с тем
Коран довольно недвусмысленно отвергает ряд основополагающих аспектов христианского учения, а именно,
1. Что Христос есть Бог — "И богохульствуют все те, кто говорит, что Бог — Мессия, сын Марии (5.17); не веруют такие, кто говорит: “Бог есть Мессия, сын Марии” (5.72)";
2. Что Он Сын Божий — "христиане говорят: “Мессия — Божий Сын” <...> так говоря, они уподобляются неверным <...> да поразит их Бог! (9-30); как будет у Него ребенок, когда не было подруги у Него? (6.101); устроили они для Аллаха равных, чтобы сбить с Его пути (14.35); и говорят они: “Взял Милосердный Себе Сына”. Поистине, вы совершили вещь гнусную (19-88—89). Они взяли своих книжников и монахов за господ себе, помимо Бога, и Мессию, сына Марии, а им было велено поклоняться только единому Богу, помимо Которого нет божества (9.31)";
3. Что Он был распят — "и за их слова: “Мы ведь убили Мессию Иисуса, сына Марии, посланника Божьего”, а они не убили его и не распяли <...> Они не убивали его (4.157)";
4
. Разумеется, отвергает триединство Божие: — "не говорите: “троица”[2], а удержитесь же себе на благо. Поистине, Бог — только единый Бог. Достохвальнее Он того, чтобы у Него был ребенок (4.171); Бог один, не рождал Он и не был рожден (114.2—3); не веруют такие, кто говорит: “Господь из трех есть третий”, — тогда как нет иного божества, кроме единого Бога (5.73) Поистине, Бог не прощает, чтобы Ему придавали сотоварищей <...> кто придает Богу сотоварищей, тот измыслил великий грех (4.48)"; а также дает понять, что последователи Христа исказили Евангелие — "А среди них есть такие, которые своими языками искривляют Писания, чтобы вы сочли это Писанием, хотя оно и не Писание, и говорят: “Это — от Бога”, а это не от Бога, и говорят они на Бога ложь, зная это. Не годится человеку (имеется в виду Христос), чтобы ему Бог даровал Писание, и мудрость, и пророчество, а потом он сказал бы людям: “Будьте рабами мне вместо Бога” (3.78—79). Они устами скверными своими хотят свет Божий погасить (9.32) они забыли часть того, о чем до этого их поучали (5.14)".
Мусульмане, пытаясь объяснить очевидное противоречие Корана и Евангелия, доказать несомненную для них истиность Корана, говорят, что Христос и христиане первых веков не исповедовали Троицы, не почитали Христа ни Богом, ни Сыном Божиим (а только пророком), что Он не был распят и, соответственно, не был ни Искупителем, ни Спасителем человечества, но все эти учения появились уже намного позднее — в III и IV вв., как искажение Его первоначального учения. По их словам, под влиянием этих вот искажений и был впоследствии испорчен первоначальный текст Евангелия.
Вот только некоторые, самые типичные примеры такого рода заявлении: "Христос пришел с истинной религией, но те, кто были после него, обожествили его и смешали его чистое учение с тем ложным, что шло от них самих, и придумали новую религию, которую назвали “христианством” <...> Тора, Псалмы и Евангелие сохранились у иудеев и христиан, но они во многом исказили их, заменили слова и выражения, отбросили многие части, добавили свои собственные идеи, в чем сегодня признаются"(Ал-Маудуди Абу ал-Аала. Принципы ислама. М, 1993. — С. 41, 72). "Иисус передал своему народу устно ниспосланное ему Евангелие в его изначальном виде. Апостолы также проповедовали его устно. Затем они смешали в нем изложение жития своею пророка с ниспосланными псалмами Евангелия. Ни строчки Евангелия не было записано при жизни Иисуса, или сразу же после его смерти <...> Среди тысяч греческих манускриптов нет ни одного, написанного ранее IV в. н. э"(Ал-Маудуди Абу ал-Аала. Жизненная миссия пророка. М., 1992. — С. 9.). "Иудеи и христиане исказили некоторые части Торы и Евангелия, так что если ты встретишь в Священных Писаниях нечто, противоречащее Корану, то знай. что это место либо искажено, либо переписано неверно"(Ал-Aшкари Мохаммад Сулейман. Познакомиться с исламом. М., 1995, — С. 14.). "Среди последователей Иисуса есть люди, которые извращают его личность и миссию. Его послание было написано не при жизни, а через 100 лет после его смерти. Это является основным мотивом для деформаций <...> Евреи устроили заговор против него, и, по их мнению, распяли его па кресте. Но Коран отвергает это мнение и утверждает, что он не был ни убит. ни распят, а Бог вознес его на небо"(Взгляд на ислам. Первомайское, 1992. — С. 40.). "Во всех Писаниях воплотилась самая ранняя традиция иудео-христнан об Иисусе, как праведном человеке, воспринявшем при крещений божественную Силу — Дух Святой. В дальнейшем происходит переосмысление этой древней традиции <...> Образ Иисуса для христиан из язычников все больше терял человеческие черты, затем истинное христианство было заменено греческим"(Порохова В. М. Комментарии к Корану. М, 1993. — С. 544.).
Целью данной работы будет попытка объективно понять, насколько истинна "версия Корана" в свете реальных исторических и археологических документов. При этом мы, насколько это возможно, оставим в стороне свидетельства Нового Завета, многочисленные и ясные свидетельства святых Отцов первых веков и даже ветхозаветные пророчества о Сыновстве и Божестве Христа. Оставим в стороне и новозаветные апокрифы из-за их необъективности и спорности. А будем рассматривать языческих и иудейских писателей первых двух веков по Р. X., ненавидевших и презиравших христианство (и потому свободных от подозрения в намеренном искажении фактов в выгодном для христиан свете), а также археологические данные и юридические документы, и попытаемся честно рассмотреть христианство так, как оно отражено в них на интересующий нас предмет.
Распятие
А мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие,
(1 Кор 1:23)
Относительно смерти Христа мы увидим следующие свидетельства:
Лукиан Самосатский (160 г.) пишет, что Он "был распят в Палестине за то, что основал этот новый культ (христианство) (О смерти Перегрина)";
Цельс (150 г.), полагая распятие Иисуса позором христианства. настаивает, обращаясь к христианам: "вы, конечно, нс должны говорить того, что Он только нечестивым людям казался переносящим все эти страдания, на самом деле Он и не страдал; нет вы уж прямо сознайтесь, что Он страдал", и в другом месте он говорит "о голосе с креста при последнем вздохе, и о землетрясении, и о мраке";
Марк Корнелий Фронтон (140 г.): "Говорят также, что они (христиане) почитают человека, наказанного за преступление страшным наказанием, и бесславное древо креста";
Вавилонский Талмуд, Санхедрин (II в.): "Вечером накануне Пасхи они повесили Иисуса из Назарета", и в другом месте: "Валаам Хромой (то есть Иисус) был 33-х лет, когда Пинтий Грабитель (то есть Понтий Пилат) убил его... Говорят, его мать была из рода царей, но стала женой плотника"';
Книги Сивилл. В пятой песне говорится:
Муж на землю с небес сойдет. Кому равных не будет,
Руки раскинет Свои на древе, обильном плодами.
Лучший среди Иудеев, Он солнца бег остановит
Речью прекрасной, что с губ Его безупречных польется.
При внимательном рассмотрении становится очевидным, что это место относится к Иисусу. Причем в данном случае первая фраза по-видимому не означает Его Божественного происхождения, скорее всего это лишь оборот, подчеркивающий особую праведность Иисуса, так как чуть ниже автор уже о другом человеке говорит:
Муж с высоких небес сошел блаженный на землю,
Руки скипетр держали, что Бог ему вечный доверил... и т. д.;
"Руки раскинет на древе" — распятие. Kpecты делались, как правило, из масличных деревьев, которые, как известно, плодоносят. Под остановкой солнца имеется в виду. суля но всему, необычная тьма. случившаяся во время распятия. Под прекрасной речью подразумеваются либо проповеди Иисуса, либо, что вероятнее, слова, произнесенные Им но время казни (ср. Лк 23:34). Необходимо признать, что это свидетельство, как и вся пятая песнь в целом, принадлежит нехристианину, так как автор, по-видимому, хотя и относился очень уважительно к Иисусу, но не признавал Его Мессией; чуть дальше он описывает приход "настоящего'' Мессии, который огнем и мечом истребит язычников, подчинит Иудее весь мир и восстановит храм — в лучших традициях общеиудейских чаяний времен римской оккупации. Общая направленность пятой песни (в отличие, например, от шестой) — чисто иудейская, в ней нет ни малейших следов христианского мировоззрения. Таким образом автор — эллинистический иудей, и некоторая туманность свидетельства объясняется либо опасением быть отнесенным к христианам, либо общей стилистикой изречений оракулов, отличавшихся неясностью. Почтительное отношение к И-исусу показывает, что ко времени написания пятой песни не у всех иудеев было однозначно негативное отношение к Его личности (ср. Иосиф Флавий). В начале песни подряд описываются римские императоры вплоть до Адриана (117—138 гг.), что позволяет отнести произведение к 40-м гг. II в.;
рабби Акиба бен Иосиф (125 г.) также писал о Христе, относя Его смерть к кануну Пасхи;
Публий Корнелий Тацит (115 г.): "виновник этого имени (христианского), Христос, был подвергнут смертной казни при управлении Тиверия прокуратором Понтием Пилатом (Анналы, 15 кн.; 4 гл.)";
рабби Салман Цеви (конец I в.) писал, что Иисус Назарянин родился в Вифлееме Иудейском в царствование Ирода и был умерщвлен в Иерусалиме при Понтийском Пилате;
Иосиф Флавий (93 г.): "В то время был мудрый человек, называвшийся Иисусом. Был Он праведен и известен добродетелью. И многие из числа евреев и других народов стали Его учениками. Пилат приговорил Его к смерти па кресте. И те, кто стал Его учениками, не отвергли Его учения. По их словам, Он явился к ним живым через три дня после распятия; потому и был Он, возможно, тем Мессией, о Котором говорили пророки, описывая чудеса. Племя же христиан, получивших от Него спое имя, живо и до сего дня (Древности 18.ЗЗ)";
сириец Мара Бар Серапион (73 г.) в своем "Письме к сыну" пишет: "что выиграли евреи, казнив своего мудрого Царя? Не вскоре ли после этого погибло их царство? Ибо по правде отметило Божество <...> иудеи, покинутые и прогнанные из царства своего, рассеяны по всякой стране. Не навеки погиб мудрый Царь — Он продолжает жить в Своем учении".
Любопытно отметить, что первый известный автор - нееврей, упомянувший о Христе, упоминает Его именно в связи с распятием. Им является
Талл Самаритянин (52 г.). написавший полную историю Ближнего Востока со времен Троянской воины до своего времени. В третьем томе своей "Истории" он утверждает, что тьма, объявшая место распятия Христа, была результатом затмения солнца. "История" Талла, к сожалению, не сохранились, некоторые фрагменты ее цитирует Юлий Африкан (220 г.), однако и он не переводился на русский язык. Тем не менее в современной науке это упоминание считается подлинным и связывается именно со Христом.
Интересно также рассмотреть одно изречение оракула. Оно записано у Порфирия (270 г.), но, вполне вероятно, само по себе относится к более раннему времени (впрочем, вряд ли ранее середины II в.)'. Порфирий передает: "на, вопрос, какого бога надо молить, чтоб отвлечь жену от христианства, Аполлон ответил в стихах следующее:
Легче тебе письмена начертать на поверхности моря,
Легче взлетишь ты, как птица, на крыльях воздушных,
Нежели женщины ум нечестивый, нечистый исправишь.
Пусть же и дальше она в бессмысленной лжи погрязает,
Пусть воспевает в обманчивых жалобах мертвого Бога,
Коего судьи в решении мудром своем осудили,
И в цвете лет позорная смерть и железо сразили".
Под железом, по-видимому, имеются в виду гвозди и копье, которыми пронзили тело Иисуса.
В качестве археологического свидетельства мы можем обратить внимание на недавно обнаруженный в Крыму крест, высеченный на стене христианами I в.-\ чего они, разумеется, не стали бы делать, если бы Христос не был распят, и если бы Его распятию не придавали бы особого, священного значения. Подобным же свидетельством является и
найденное в Помпеях (разрушенных в 79 г.) в одном из домов инсулы ХП1 изображение креста (высота 20 см, ширина 11 см) с тремя буквами над ним: VIV, которые исследователи прочитали как "Vivat Crux, vivat" ('Да здравствует крест!', или: 'Радуйся, крест!', или: 'Да живет крест!').
Также не лишним будет упомянуть еще несколько косвенных свидетельств, хотя они и не относятся впрямую к предмету нашего исследования:
найденную в 1969 г. при раскопках Кесарии латинскую надпись размером 70 на 100 см, которая гласит: "Понтий Пилат, префект Иудеи, представлял Тиверия кесарнйцам", и
историка Флегопа (I в.), который пишет в своих "Хрониках": "во время правления императора Тиверия солнечное затмение совпало с полнолунием"', а также упоминает о тогдашнем же землетрясении. Как известно, Христос был распят при Тиверии во время пасхального полнолуния, и во время распятия померкло солнце (Лк 23:45), земля потряслась (Мф 27:51), и в шестом же часу настала тьма по всей земле и продолжалась до часа девятого (Мк 15:33). Очень вероятно и то, что
найденный в Назарете документ I в., в котором император — либо Клавдий, либо Тиверии — выражает недовольство дошедшими до него слухами о похищении тел из могил и даже грозит за это смертной казнью, является отголоском послания в Рим доклада о распятии одного из "политзаключенных", тело которого пропало потом из могилы. Особенно вероятным это становится, если вспомнить, что, согласно историку Светонию ("Жизнь Клавдия", 120 г.) и апостолу Луке (Деяк 18:2; 57-62 гг.), император Клавдий приказал изгнать из Рима всех иудеев, сильно возмущаемых спорами о Христе, и что, согласно Евангелию (Мф 28:12-15), иудеи распространяли слухи, будто тело казненного за то, что делал Себя равным кесарю (Ин 19:12), Его ученики выкрали из могилы.
Троица
Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святаго Духа... (Мф 28:19)
Разбираясь дальше, мы увидим, что относительно древности учения о Троице убедительно свидетельствуют мученические акты (официальные римские протоколы допросов христиан во время гонений). Например,
мученик Епиподий, пострадавший в 178 г., так исповедовал свою веру перед судом: "верую, что Христос, купно со Отцом и Святым Духом, есть Бог, и с радостью полагаю душу мою за Того, Кто и Творец мой и Искупитель".
священномученик Поликарп Смирнский, ученик апостола Иоанна Богослова, перед тем, как взойти на костер в 156 г., молится такими словами: "Господи, всемогущий Боже <...> за это и за все я Тебя восхваляю, Тебя благословляю. Тебя прославляю чрез вечного и небесного Первосвященника Иисуса Христа, Твоего возлюбленного Сына, чрез Которого да будет слава Тебе — с Ним и со Святым Духом — теперь и в грядущие века. Аминь". А также свидетельствуют об этом уже знакомые нам
Лукиан (160 г.), который в своем сочинении против христиан (Филопатрисе) словами одного из персонажей так излагает христианское учение о Боге: "клянись Богом великим, бессмертным, Сыном Отца, Духом, от Отца исходящим, единым из трех, тремя из единого, их-то... и почитай за Бога" и
Цельс (150 г.), замечая в одном месте, что христиане "допускают многие Лица в Боге" и цитируя в другом христианских проповедников: "Я Бог, Я Сын Божий, Я Божественный Дух..". Интересно то, что по свидетельству Цельса, в его время это было вполне обыкновенным и общепринятым изложением христианской веры у современных ему проповедников.
Стоит упомянуть еще один документ.
В 1918 г. в египетском городе Оксиринхе наряду с огромным количеством других документов была найдена полоска папируса, датируемая началом III в- На одной ее стороне находились записи, посвященные подсчету зерна, а на другой — греческий текст, при анализе которого удалось установить, что это отрывок стихотворения. В переводе он выглядит так:
"...средоточию, пусть молчит.
Не сияйте, сверкающие звезды,
<...> уводящих <...>
Все потоки шумных рек,
Когда мы поем славу
Отцу, Сыну и Святому Духу.
Да воскликнут все силы:
Аминь! Аминь!
<...> хвала силе <...>
Единственному дарителю всех благ.
Аминь! Аминь!".
То, что текст снабжен знаками древнегреческой нотации (что свидетельствует о закреплении некой традиции), а также то, что это — вырванный кусок листа, соответственно, более древний, чем хозяйственные расчеты, произведенные на обратной стороне, позволяет отнести само произведение со всей определенностью ко 2-й половине II в. (а, возможно, и к более раннему сроку).