Православие и Ислам

<font color=\"006699\"><b>www.orthodoxy-islam.com</b></font>
Текущее время: 28-04, 02:37

Часовой пояс: UTC + 3 часа




Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 
Автор Сообщение
 Заголовок сообщения: «Мнение» и «учение» Церкви.
СообщениеДобавлено: 09-09, 09:33 
Не в сети
Site Admin
Аватара пользователя

Зарегистрирован: 04-02, 15:24
Сообщения: 115
Изображение

«Мнение» и «учение» Церкви.


Священноигумен Феогност (Пушков)

Предисловие


В светском обществе мы часто слышим о «мнении Церкви». К сожалению, этот терминологический оксюморон нередко подхватывают и сами иерархи, используют даже церковные СМИ. Но существует ли у Церкви свое «мнение»? Для ответа на этот вопрос мы должны рассмотреть три вопроса:

1. Что такое «мнение» и чем оно отличается от «учения»?
2. О Церкви в каком качестве мы говорим: община верующих или Тело Христово?
3. Кто имеет право выражать учение Церкви?



I. Что такое «мнение» и чем оно отличается от «учения»?


«Мнение» - это предположение, не имеющее под собою твердой доказательной базы. Мнение – это всегда утверждение в сослагательном наклонении. У мнения есть лимит допустимого, но существует и возможность того, что мнение окажется ложным. То, что человек постигает в результате своего опыта, он анализирует и осмысливает, выводя определенные тезисы. Если человек при этом не имеет ясного живого Откровения Божественного, то весь его опыт открыт для критики, даже если это опыт духовный. Это его личное «мнение».
...
В противовес этому субъективному переживанию духовного опыта Церковь говорит о своем духовном опыте, но этот опыт не есть ее «мнение». Этот опыт – ее переживание реальности Тела Христова. Это уже не «мнение», а подлинное «знание», «гносис» . Именно поэтому, когда мы говорим о Церкви как о мистической реальности, мы не можем говорить о «мнении Церкви», но – только об учении, о живом слове веры, данном Ей Богом.


2. О Церкви в каком качестве мы говорим: община верующих или Тело Христово?


Но нам могут возразить: Если Церковь в своей таинственной сущности обладает только Истиной, то разве церковное общество не может выражать своего мнения по тем, или иным вопросам, по которым еще не сказали своего твердого слова святость и гнозис?
Может! Но в таком случае мы имеем дело с мнениями конкретных лиц, являющихся членами Церкви, имеющих право высказывать свое мнение, свидетельствовать о своем частном опыте. Это будет опыт, освященный жизнь в Духе Святом, жизнью Церкви, но это не будет мнение Церкви. Тут проблема не только с точки зрения онтологической: Мнением Церкви можно было бы назвать лишь то, что выражало бы мистическую ее суть. Тут проблема еще и социальная: Церковь как община верующих, являет соболю на земле собрание всех христиан. Все крещеные в недрах Церкви лица являются полноправными и полноценными носителями ее благодати и обладают статусом члена Церкви, нося имя христиан. Но у каждого из них будет свое мнение. В таком случае, что же считать «мнением» церковного общества? Если таковым считать мнение иерархии или собора, то это будет несправедливым по отношению к остальным членам Тела Церкви, имеющим свое мнение, которое может отличаться от мнения собора или первоиерарха. То есть, перед нами чисто практическая проблема: Невозможно никому из верующих навязать одно-единственное мнение, которое стало бы мнением всей полноты церковной. А значит, каждое мнение будет представлять лишь часть Церкви (собор, богословскую школу, частное лицо), а значит, не может быть названо мнением Церкви.


3. Кто имеет право выражать учение Церкви?


Тут мы сталкиваемся с еще одной проблемой. Вера переживается Церковью как таинство, как чудо. Всякое внешнее изложение веры – это свидетельство Церкви. По идее, собор должен свидетельствовать о вере Церкви (а не составлять эту веру). Но, во-первых, нередко было в истории, что даже соборы с участием святых отцов погрешали, и были со временем исправлены другими отцами и соборами. Эти соборы не были еретическими соборами (не путать с таковыми). Но, тем ни менее, они не смогли сразу выразить веру Церкви в ясной и недвусмысленной форме. Во-вторых, соборы – это экстраординарный орган церковного свидетельства. Сама жизнь Церкви, ее учительство, пастырство и вся полнота должна быть постоянным свидетельством о вере Церкви – причем, как в нравственном, так и в догматическом смысле. Однако и тут мы сталкиваемся с реальностью наших грехов и нашего несовершенства, которое, порою, и пастырей Церкви ставит в разряд высказывающих только свое мнение, а не учение Церкви. А бывало, что официальная иерархия даже впадала в ересь, и устами Церкви становились простые верующие, простые монахи (как, например, Максим Исповедник во время спора с монофелитами, Максим Грек на Руси во время спора о книжной справе). И тут мы видим, что ни собор, ни иерархия не могут быть гарантами того, что их слово есть учение Церкви.


Заключение


Итак, у Церкви не существует «мнения», поскольку она обладает Истиной Откровения. В тех же вопросах, в которых странствующая на волнах истории Церковь еще не готова засвидетельствовать о Слове Божьем, ставшем ответом на тот, или иной вопрос, существует лишь частное мнение отдельных Ёе членов (кем бы они ни были, каким бы саном ни были облечены). Это мнение никак не может быть мнением Церкви. Более того, даже собор архиереев Церкви может изложить и огласить свое соборное мнение, но это еще не будет мнением Церкви, но – лишь мнением собора Её архиереев. Говорить о мнении Церкви все равно, что говорить о «солёном сахаре» или «морозном зное».

Изложение же учения Церкви есть дело еще более сложное, чем определение границы мнениям верующих. Учение Церкви должно быть ясно ощущаемо и экзистенциально переживаемо всей Полнотой Церкви, всем Телом Церкви. Но, к сожалению, реальность такова, что лишь единицы возрастают в меру этого совершенства. Важно понять, что усвоение Истины не есть дело административное, не есть нечто «ex opere operatum» присущее архиерейскому сану или степени «доктора теологии». Истина постигается духовным опытом, причем, лишь тем опытом, который направляется Духом Святым. Поэтому ни за архиерейским собором, ни за голосом первоиерархов, ни за определениями богословов нельзя a priori бронировать место церковного вероучения. Как ясно писал Х. Янарас в своем труде «Вера Церкви», у Православной Церкви нет внешнего «авторитета» при изложении Истины. Истина излагается не путем высказывания авторитетных лиц, а путем свидетельства Божьего. Из всех критериев, которые за века собрала церковная наука, остается только один, данный преп. Викентием Лиринским: «Верить в то, во что верили все, всегда и везде».

Обсудить статью на форуме

http://abbatus-mozdok.livejournal.com

Изображение


Вернуться к началу
 Профиль  
 
Показать сообщения за:  Поле сортировки  
Начать новую тему Эта тема закрыта, вы не можете редактировать и оставлять сообщения в ней.  [ 1 сообщение ] 

Часовой пояс: UTC + 3 часа


Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и гости: 0


Вы не можете начинать темы
Вы не можете отвечать на сообщения
Вы не можете редактировать свои сообщения
Вы не можете удалять свои сообщения

Найти:
Перейти:  
cron
Powered by Forumenko © 2006–2014
Русская поддержка phpBB